Балет Щелкунчик. Одесский Оперный театр.
Ballet The Nutcracker. Odessa Opera House.
Главный герой балета 'Щелкунчик' - МУЗЫКА Петра Ильича Чайковского.
The main character of the ballet "The Nutcracker" is MUSIC of Pyotr Ilyich Tchaikovsky.
П.И. Чайковский. Щелкунчик. Увертюра.
Краткое содержание балета 'Щелкунчик' и МУЗЫКА Петра Ильича Чайковского (специально для детей).
ПРОЛОГ и 1-й АКТ
Канун Рождества. Старший советник суда, изобретатель и мастер игрушек Дроссельмейер, готовит игрушки свом крестникам Мари и Фрицу. Это дети президента Зильберхауса. Фрицу он приготовил саблю, а Мари Щелкунчика - специальную куклу для колки орехов.
В канун Рождества на заснеженной улице маленького немецкого городка играют дети. Они ждут своих празднично одетых родителей, чтобы вместе пойти на Рождестенный вечер к президенту Зильберхауса и своим друзьям - Мари и Фрицу.
Спешит на праздник и Дроссельмейер. Однако счастливое ожидание Рождества для него омрачено тревогой: таинственно пропала одна из кукол – Мышиный король.
Все гости в сборе кроме Дроссельмайера. Торжественно зажинается новогодняя ёлка.
Веселье начинается. Танцуют дети. Во время танца Мари, Фриц начинает её задирать. Но они быстро мирятся и веселье продолжается - все дети дружно танцуют. Дети убегают играть в другую комнату, чтобы и взрослые могли потанцевать.
П. И. Чайковский 'Щелкунчик' - Марш.
В разгар торжества появляется загадочный гость в костюме волшебника. Он показывает кукольный спектакль в котором рассказывается, история о храбром принце, победившем Мышиного короля.
П. И. Чайковский 'Щелкунчик' - Сцена и танец родителей.
Дети узнают в незнакомце Дроссельмейера. Он раздает детям новогодние подарки. Мари с радостью принимает подарок крестного – забавного и нелепого Щелкунчика.
Дети уходят и только Мари и Фритц остаются в гостиной. Фритц обманом завладевает Щелкунчиком и убегает. Мари расстроена, но входит Дроссельмейер, и она просит его оживить еще одну куклу – это Щелкунчик, он нравится ей больше всех игрушек. Вносят большую куклу, Дроссельмейер заводит её, и кукла оживает.
В комнату входит Фритц. Он хочет устроить сражение с Щелкунчиком, и Дроссельмейер разрешает ему эту игру. Фритс случайно ломает Щелкунчика. Мари плачет, но Дроссельмейер быстро починяет Щелкунчика. Мари очень рада и с удовольствием танцует с ним. Неожиданно в комнату вбегает Франц с товарищами и пугает ее.
Но уже поздно. За танцами и играми дети не заметили, как прошло время. Пора спать. Родители прощаются и уводят своих расшалившихся детей. Уходит и Дроссельмейер. Комната опустела. Мари прощается с родителями и с Щелкунчиком, огни на елке гаснут. Мари уходит спать.
Мари тихо прокрадывается в темную гостиную, чтобы еще раз попрощаться со Щелкунчиком. Она усаживается под елкой вместе с любимой игрушкой, засыпает и видит сон.
Внезапно в комнате появляется Дроссельмейер. Он уже не просто добрый крестный, а чародей. По мановению его руки всё вокруг преображается: стены раздвигаются, ёлка начинает расти. Вместе с ней оживают и растут игрушки.
Оживает и Мышиный Король, который непонятным образом оказался под ёлкой. Мыши заполняют всю комнату. Мари в страхе бросается в кресло. Ожившие игрушки перепуганы и мечутся по комнате. Дроссельмейер дает Мари горн - раздается боевой клич трубы.
Войско из оловянных солдатиков вступает в бой с мышами. Щелкунчик – командир этого бесстрашного отряда. Битва. Мари следит за Щелкунчиком. Неожиданно мыши начинают побеждать солдатиков и окружают Щелкунчика – ему грозит смерть!
Мари бросает свою туфельку в Мышиного Короля. Щелкунчик спасен. Король мышей побежден, он исчезает вместе со своим войском.
Взмах волшебной палочки Дроссельмейера и Щелкунчик превращается в прекрасного принца.
Балет Щелкунчик. Мари - Заслуженный артистка Украины Елена Добрянская.
П. И. Чайковский 'Щелкунчик' - Еловый лес зимой
Щелкунчик Принц - заслуженный артист Украины Сергей Доценко
П. И. Чайковский 'Щелкунчик' - Танец Снежинок
Мари и Щелкунчик уже не в комнате, а в зимнем еловом лесу. Звучит музыка светлого Andante. Мари и Щелкунчик танцуют. Начинается метель - Вальс снежных хлопьев. Снежинки быстро кружатся. Постепенно метель утихает, сумрак тревожной ночи вдруг рассеивается, и звучит чудесное светлое пение детских голосов (хор за сценой). Дроссельмейер везет Мари и Принца в волшебную страну.
2-й АКТ
Мари и Щелкунчик-принц в волшебной ладье плывут по ёлочному царству. С ними волшебник Дроссельмейер. Но крадущиеся сзади мыши с Мышиным королём внезапно нападают на них. Щелкунчик-принц снова смело принимает бой и побеждает врага. Все радостно празднуют победу. Маша и принц-Щелкунчик счастливы - они достигли царства мечты.
В сказочном царстве сластей ожидают возвращения принца Щелкунчика вместе с его избавительницей Мари. Начинается пышный праздник.
Танцуют сладости: Шоколад: Испанский танец. Кофе: Арабский танец. Чай: Китайский танец. Танец пастушков. Трепак (Русский танец).
Шоколад (испанский танец)
Танец пастушков (датский марципан)
Кофе (арабский танец)
Чай (китайский танец)
Трепак (русский танец)
Вальс Цветов
Па-де-де Мари и Принца (Феи Драже и Принца Оршада).
Вальс Цветов
Па-де-де (Pas de deux).
Танец Мари (феи Драже)
Кода
Взмах руки Дроссельмейера и появляются танцовщицы одетые цветами. Начинается общий большой вальс - «Вальс цветов». Затем выходят Мари и Принц Щелкунчик.
«Вальс цветов» наряду со следующим «Pas de deux» (Па-де-де), по праву считаются вершиной айсберга классической музыки.
Торжественный общий танец всех героев (Кода).
Но всё это только сон… Минула новогодняя ночь, и вместе с нею ушли чудесные грёзы. Мари, ощутившая на себе дыхание сказочной мечты, проснулась около своей ёлки, дома, с куклой-Щелкунчиком на коленях.
Маленькие пояснения:
1) В разных либретто имя главной героини разное - Клара, Мари, Маша.
2) В оригинальной постановке Па-де-де и два последующих индивидуальных танца предназначались для Феи Драже и Принца Оршада.
12 марта 1966 была представлена новая постановка балетмейстера Юрия Григоровича с Екатериной Максимовой в партии Маши и с Владимиром Васильевым в партии Щелкунчика-принца. Григорович убрал из балета Фею Драже с ее принцем и отдал их партии Принцу-Щелкунчику и Мари. Это было гениальным решением, гораздо больше соответствующим музыке Чайковского, чем оригинальное либретто. Многие театры мира используют именно либретто Григоровича. Одесский театр не исключение.
И это правильно. Ведь музыка Чайковского не о конфетном королевстве с танцующими сластями. Она о взрослении, она о первой всепоглощающей любви, которая случается в жизни только один раз.